Домой / Всё о COVID-19 / Можно ли ходить в церковь во время коронавируса

Можно ли ходить в церковь во время коронавируса

Сейчас всё чаще приходится вспоминать великую истину Отцов: без рассуждения нет добродетели. Храмы не закрывают, никакой борьбы с Церковью нет, лишь на малое время призывают воздержаться от хождения в них, поскольку совершенно очевидно, что коронавирус – это очень тяжелое заболевание. И, кажется, ясно, что в храме, как и в любом общественном месте, легко и заразиться, и заразить. На каком же в таком случае основании и по какой заповеди христианин должен во что бы то ни стало обязательно идти в храм, несмотря на то, что это может привести и его, и других людей к смерти?covid-cerkov-

Множество людей спасалось, совсем не имея возможности быть в церкви (как в эпохи гонений), другие очень редко, лишь для принятия святых Христовых Таин приходили в храм. Ибо спасает человека не храм, а жизнь по заповедям, молитва, покаяние. Самого Христа на казнь отправил не кто-нибудь, а самые ревностные служители храма и исполнители закона Моисеева, поскольку делами своими служили не Богу, а дьяволу. История Церкви сообщает, что в древних монастырях монахи нередко вместо пребывания в храме за богослужением шли в пустыню (см. житие прп.Марии Египетской). А наиболее ревностные христиане во все времена уходили в пустыни, леса, безлюдные места, затворялись в домах, и при этом достигали высочайшего духовного совершенства.

Нужно ли закрывать храмы из-за того, что надвигается эпидемия?

Отец Павел: Из-за того, что надвигается эпидемия — нет. Но если разразится бедствие, то в этом конкретном месте можно подумать над вариантами, чтобы не способствовать распространению. Ну, например, не обязательно храм закрывать. Можно провести богослужение на улице. Проверить помещение. Или сделать так, чтобы людей было меньше на службе. Договорится с прихожанами, чтобы ходили по 30 человек и стояли на расстоянии друг от друга. Но это только в отдельных случаях, когда есть опасность. Чтобы не было так — закрываем все храмы на замок! Люди помолиться хотят, а им не дают. Даже в деревнях, где люди всю жизнь как на карантине сидят и никуда не выезжают.

Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:

 Следует разделить возможность заражения в храме и возможность заражения через Причастие. В храме заразиться, естественно, можно и не только коронавирусом, но и гриппом, и любой другой воздушно-капельной инфекцией. Так же, как в храме может обвалиться потолок и поубивать или покалечить людей. Другое дело — Причастие. В Чаше — Кровь и Тело Христово. Мы в это верим, иначе Причастие бессмысленно. Но Бог не может нести зла, а болезнь в любом случае является злом, даже если Господь обращает её к вящей славе Своей (иначе не нужны были бы врачи, которые, как сказано в Священном Писании, «от Бога» — Сир.38). Здесь часто возникает недопонимание — мы знаем, что Святые Дары сохраняют свои физические свойства. На основании этого многие предполагают, что они также могут являться переносчиком вируса. Но дело не в том — живёт вирус в Чаше или нет. Он там вполне может оказаться. Но его злотворная способность (собственно возможность заражать) не реализуется. Вирусы и в раю были, и никого не заражали. Причастие — это соединение Бога и человека, причём соединение физическое, поэтому зла оно не приносит.

Протоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря г. Кирова (Вятки), член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук:

Мы не можем не переживать за судьбы людей, потому что коронавирус — опасная болезнь, протекает тяжело, особенно у пожилых людей. А именно они, как правило, составляют большую часть наших прихожан.covid-cerkov-

Я бы обратил внимание, что состоялось заседание Синода, где было принято разумное и взвешенное решение о том, что надо озаботиться состоянием санитарных норм на любом приходе. Это ни в коем случае не связано с лишением церковных таинств. Это значит надо прибираться вовремя в храмах, дезинфицировать ручки входных дверей, пользоваться одноразовой посудой в трапезных храма, одноразовыми стаканчиками для запивки. Мы видим много факторов риска, которые не связаны с таинством Евхаристии.

Надо помнить, голова нам дана не только для того, чтобы шапку носить, а думать. Есть элементарная культура человеческого общения, которая говорит о том, что если ты болен, то надо идти в больницу или вызывать врача на дом, а не подставлять других людей, подвергать их опасности. Это касается всех случаев, а не только посещения храма. Касается не только коронавируса, но и любой другой болезни.

У нас почему-то люди при плохом самочувствии идут на работу и ещё гордятся этим. В школу, садик отправляют детей, когда те кашляют, чихают. Также и в храмы идут, когда болеют. Почему бы не задуматься: если чувствуете себя неважно, если есть подозрение на вирусное или респираторное заболевание, не надо искушать Бога, не надо подвергать окружающих опасности. Лучше остаться дома. А если верующий хочет причаститься в таком состоянии, надо пригласить домой священника. Это не какое-то нововведение, известная практика, когда к больному приезжает батюшка. Священник приедет, исповедует, причастит. Не подвергать близких опасности – это уважение, любовь к ним.

Как быть верующему в настоящий момент, когда реально присутствует угроза covid-19?

Находить возможность помолиться дома, особенно в богослужебное время: или включить трансляцию службы, или совершить с вниманием, например, 100 молитв Иисусовых, или почитать акафист (сейчас самое время «Страстям Христовым»), или в праздничный период пасхальный канон, и(ли) хотя бы творения какого-либо святого подвижника (аввы Дорофея, свт. Игнатия, схиигумена Иоанна Валаамского и др.). Теперь много возможностей проверить и укрепить свою веру.

О причащении. Можно, наверное, понять, что мы, верующие, дошли в настоящее время в своей духовной жизни до такого состояния, что Сам Господь Своим промыслом налагает на нас епитимью, и мы оказываемся на какое-то время под запрещением, отлученными от Причастия. Это, конечно, очень трудно принять нашему самомнению. Но если хотя бы немного посмотрим в себя, то поймем, что достойное по делам нашим получаем (Лк. 23: 41), и может быть, смиримся. В случае же упорного хождения в храм причащение в нем может для верующего оказаться совсем не благом. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!»

В отношении куличей и проч.: многие священнослужители советуют окропить их дома святой водой с пением (чтением), если возможно, воскресного тропаря 2-го гласа: «Егда́ снизше́леси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный…».

Рискуют ли священники и прихожане?

Не стоит и, наоборот, опасаться сразу после Причастия искушений и болезней по причине того, что бесы недовольны. Это тоже распространённый миф. Лукавый дух, конечно же, не может быть доволен тем, что человек причастился. Однако если человек подходит к Чаше с мыслями о Христе и единении с Ним, бесы здесь бессильны, как бы они ни старались. Если же человек подходит ко Причастию с мыслями о коронавирусе, инфекциях и своих личных проблемах, то бесы довольны.

Искушения, безусловно, бывают. Чем больше человек начинает жить христианской жизнью, чем больше видит своих пороков и недостатков, тем больше встречает искушений. Это нормально для христианской жизни.

Священники причащают на дому самых разных людей с самыми различными заболеваниями. Мы, наверное, тоже очень рискуем, но всегда полагаемся на волю Божию. Недавно я освящал противотуберкулёзный диспансер. Побывал в отделениях, где лежат больные туберкулёзом. Мне дали маску, я совершал молитву в ней. Я против того, чтобы священники сейчас совершали Божественную литургию в масках, так мы можем ввести в искушение прихожан. Однако если все придут в масках, я не буду против, если священник тоже её наденет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *